Секретный архив
Шерлока Холмса



Мухин С.В.

Мысли о типичной учрежденческая АТС самого ближайшего будущего

Начался 2004 год, и как принято в начале года обычно подводятся итоги прошедшего, а также делается прогноз на будущее. Вот и мы попытаемся, опираясь на накопленный опыт, помечтать об одной из не маловажной части нашей современной жизни о связи, а именно об учрежденческих автоматических телефонных станциях (УАТС). Эта тема поднимается не впервые, но мы не будем заниматься сравнением и анализом возможностей современных УАТС, а опишем наиболее значимые характеристики станции данного класса, применительно к России, где существует своя специфика, для ближайшего будущего, которое может наступить гораздо раньше, чем может показаться. Не будем говорить о том, для каких целей используется эта категория станций, но, тем не менее, отметим, что значение ее нельзя не до оценить. Приостановка связи или, что еще хуже, выход из строя УАТС может привести к непредсказуемым последствиям, которые могут сказаться на экономическом положении организации. Эта сторона всем понятна, но есть и другая сторона, связанная с удобством работы и оптимальной настройкой, которая не может быть проведена без тех возможностей станции, некоторые из которых мы опишем ниже.

Интерфейсы УАТС ближайшего будущего

Главная специфика, с которой приходится сталкиваться у нас в России организациям и предприятиям при покупке и эксплуатации УАТС, это наличие на телефонной сети общего пользования (ТфОП) большого количества разнообразного оборудования от старого до современного. Это отражается и на первоначальном выборе и при дальнейшем развитии собственной ведомственной сети связи. Поэтому перечислим основные интерфейсы, с помощью которых наша станция будет связываться с внешним миром, а также внутри корпоративной сети предприятия.

Прежде всего, это подключение к ТфОП, которое может осуществляться либо с использование аналоговых абонентских 2-проводных линий (АЛ), с соответствующей шлейфововой сигнализацией, аналоговых соединительных двух, трех, четырех, 6-проводные линий (СЛ), с соответствующими сигнализациями, и наконец, с помощью цифровых трактов, стандартом для которых является поток Е1 (G.703, G.704) со скоростью передачи 2 Мбит/с ( использование его позволяет передать до 30 СЛ), в последнем случае основным стандартом сигнализации в России является R1.5 или "импульсный челнок", а также и ряд других, среди которых хотелось бы отметить R2, который не является у нас стандартом, DSS-1 - наиболее развитый по сравнению с предыдущими протокол сигнализации и по идеологии находящийся гораздо ближе к ОКС-7. Сигнализация DSS-1 наиболее предпочтительна и для связи между УАТС корпоративной сети, так как имеет гораздо больше возможностей по сравнению с другими типами сигнализаций. Кроме перечисленных станция желательно должна поддерживать всю коллекцию российской экзотики сигнализаций, но указанные выше должны быть однозначно.

Кроме стыковки с ТфОП станция должна иметь возможность работать и через IP сеть (стык V.35 или Ethernet), как наиболее доступную на сегодняшний день. Эта возможность может быть востребована в ряде случаев, и прежде всего тогда, когда нет никаких других возможностей подключиться к внешнему миру. Кроме этой глобальной причины существует и другая, чисто экономическая, которая проявляется при желании сэкономить на междугородных и международных телефонных переговорах. Единственный недостаток подобного подключения связан с ухудшением качества разговора и в ряде случаев не возможность передавать факсимильные сообщения. Подобное может проявляться в двух случаях - это перерывы связи, связанные с тем, что в большинстве используемых IP сетях не предусмотрен приоритет голосовых пакетов над пакетами данных, что может вызывать задержки при передаче или потерю речевых пакетов. Второе, ухудшение качества речи за счет ее сжатия, при желании оператора передать как можно больше телефонных разговоров при ограниченной полосе пропускания. Бороться за качество соответственно можно следующим образом: постараться не сжимать значительно речь, УАТС должна обязательно поддерживать следующие кодеки G.711, G.723.1, G.726, G.729a; использовать IP сеть с соответствующими приоритетами голоса над данными, пользоваться сетью, которая специально используется под IP-телефонию.

В России кроме традиционной телефонии, которая распространена практически везде в ряде мест существует сеть ISDN, предоставляющая также такой сервис, как передача видеоизображения и организация видеоконференции. Поэтому наша УАТС просто обязана работать и с подобным типом сетей и стыковаться с ней по интерфейсу BRI или PRI с сигнализацией DSS-1. Этот вид услуг может быть востребован в тех случаях, когда вашей организации необходимо проводить встречи с партнерами разнесенными в пространстве, что не всегда способствует частому физическому контакту, кроме того это позволяет снизить затраты на командировки сотрудников.

Если организация, в которой устанавливалась новая "идеальная" УАТС или заменяется старая, ранее использовала для построения корпоративной сети или предоставляла удаленный абонентский доступ через 4-проводные каналы тональной частоты (ТЧ), например, используя трансляторы дальнего набора (ТДН), то для совместимости с ними должна, быть возможность также работать с ТЧ каналами используя соответствующие одно-, 2-частотные сигнализации. В дальнейшем, конечно, стоит по возможности уйти от подобного решения, но на предварительном этапе совместимость обязана быть достигнута.

При стыковки УАТС для построения корпоративной сети связи можно использовать различное каналообразующее оборудование. Это могут быть и медные прямые провода оконеченные DSL-модемами и радиооборудование и волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) и многое другое. Это тема здесь развиваться более не будет, но все же наша станция должна иметь возможность связываться как по медному кабелю, используя технологию HDSL, так и иметь стык Е2 по оптике, так как цена на организацию этого вида связи значительно упала, кроме того дальность работы, качество, скоростные показатели, долговечность, надежность и безопасность делают эту технологию очень интересной для связи между УАТС в пределах до 50 км.

Рассмотрев основные интерфейсы, которыми должна обладать станция для связи с внешним миром ниже кратко остановимся на тех абонентских устройствах, которые возможно использовать ее абонентам. Прежде всего - это аналоговый телефонные аппараты (ТА), поддерживаемые как импульсный, так и тоновый вид набора. Различные ISDN-устройства, с интерфейсами S и U: ТА, видео ТА, устройство видеоконференции. Оборудование передачи данных в виде модемов и факс-модемов. Ну и, конечно же, IP-телефоны и персональные компьютеры с возможностью организации на них видеоконференции или голосовой связи. Для обеспечения мобильности, а также по экономическим соображениям, связанные с уменьшением затрат по прокладке кабеля до удаленных абонентов, где его прокладка не является целесообразной: оборудование радиодоступа стандарта DECT.

Рассмотрев виды интерфейсов и типы сигнализации, перейдем к следующей возможности нашей "идеальной" АТС, а именно гибкой маршрутизации входящего и исходящего трафика.

Идеальная маршрутизация?

"Идеальная" маршрутизация подразумевает собой возможность поступать со всеми входящими и исходящими, так как необходимо оператору УАТС, то есть возможности ее практически не ограничены. Описывать все возможности достаточно долго, да и нет необходимости, поэтому остановимся лишь на некоторых моментах, которые по нашему мнению могут быть полезны.

  1. Должна быть возможность создания таблиц маршрутизации для различных групп абонентов, с возможностью приоритетов выбора маршрута в зависимости от группы абонентов.
  2. Должна обеспечиваться возможность выбора направления в зависимости от его занятости.
  3. Должна обеспечиваться гибкая модификация набираемого номера и АОНа (автоматическое определение номера) абонента в зависимости от выбранного направления маршрута.
  4. Должна обеспечиваться возможность реакции станции на входящее значение АОНа: отбой модификация.

Данные возможности могут быть востребованы в следующем случае: сотрудники, работающие в учреждении, в котором устанавливается наша УАТС, обычно по своим служебным обязанностям производят звонки в определенные регионы, либо используют только внутреннюю связь. Распишем эти группы:

Использование тарифов ТфОП для междугородного и международного трафика подразумевает значительные затраты, поэтому имеет смысл для этих целей использовать альтернативного оператора связи, предоставляющего подобные услуги. Доступ к нему может осуществляться как по определенному местному номеру через его интеллектуальную платформу (ИП), либо через отдельный поток, заведенный на оборудование этого оператора. Кроме этой возможности, если корпоративная сеть достаточно развита и имеет филиалы в разных населенных пунктах, то в этом случае, для выхода на местную сеть этих пунктов нет смысла использовать междугородний доступ, более экономично воспользоваться собственным каналом связи. Наличие развитой сети и альтернативных выходов на ТфОП позволит резервировать направления и гибко распределять трафик организации. Надо не забывать, что при подобных подключениях исходящий вызов может требовать совершенно разнообразные форматы АОНа (имеется в виду его размерность), и, соответственно, наша УАТС должна позволять подобное.

Размеры и количество таблиц маршрутизации не должны быть ограничены.

Сервисные службы

Существует огромное количество дополнительных видов обслуживания (ДВО). Перечислять их можно достаточно долго, вот некоторые из них: сокращенный набор номера, прямая связь, безусловная переадресация на другой номер, переадресация при занятости или не ответе и многие, многие другие. Наша УАТС однозначно должна поддерживать весь существующий их перечень.

Сегодня наличие огромного числа прямых местных номеров у крупной организации перестает быть нормой. Идет их сокращение, что позволяет уменьшить затраты на их содержание. Ведь реально прямые номера требуются лишь определенной группе лиц: руководство организации, секретарь, факсимильный аппарат, охрана и ряд других служб которым они необходимы по работе, остальные сотрудники вполне могут обойтись и без них. Входящая связь осуществляется на них, либо через секретаря, либо автоматически через определенный многоканальный (серийный) номер тонального донабора. Это значительно сокращает людские расходы и полностью автоматизирует процесс дозвона до необходимого абонента. Подобное может происходить либо если вызывающий абонент знает внутренний номер сотрудника, либо это осуществляется через развитое голосовое меню, которое будет подсказывать звонящему что необходимо ему нажать, чтобы попасть к нужному человеку.

Это бывать удобно и для сотрудников организации, находящимся в какой-то момент вне ее. Он также может пользоваться подобным, а кроме того осуществлять вызовы в удаленные офисы, расположенные в других населенных пунктах, либо междугородние и международные звонки путем набора определенного кода, либо, если звонит с определенного номера, то в этом случае его идентификация идет по АОНу.

Выше мы уже упоминали интеллектуальную платформу, подобное есть смысл организовать и на нашей, идущей к идеалу, УАТС. Предоставление подобного сервиса населению того населенного пункта, где расположена станция позволит окупить затраты на ее обслуживание, а в ряде случаев и приносить прибыль. Клиенты будут пользоваться данной услугой в часы наименьшей нагрузки, то есть в нерабочее время, когда происходит практически простаивание оборудование, а также в ограниченном количестве в рабочие дни. Конечно, подобное возможно лишь при достаточно развитой корпоративной сети организации.

Техническое обслуживание

Современные УАТС уже давно позволяют управлять ими удаленно, и нам хотелось бы перечислить некоторые возможности, которыми должен обладать обслуживающий персонал нашей станции. Прежде всего, необходимо, что бы оператор мог удаленно определить причину неисправности АЛ или ТА, в случае поступления заявки от абонента. Это значит, что программным путем возможно определить следующие параметр: сопротивление шлейфа, сопротивление изоляции, подаваемое напряжение, посторонние напряжения, параметры ТА абонента и многое другое.

Также оператор должен иметь возможность удаленно вставать на контроль на необходимую АЛ или СЛ, принудительно разрывать разговор, осуществлять подстройку характеристик СЛ или АЛ (подобное бывает необходимо при использовании каналов ТЧ, либо удаленных абонентов).

Удаленное управление может происходить разными путями, либо через последовательный порт RS-232, который будет подключаться непосредственно к модему (или иметь встроенный модем в своем составе), который в свою очередь, по коммутируемой сети будет соединен с рабочим местом оператора УАТС. Либо, также через такой же порт к компьютеру, который в свою очередь может быть подключен к сети передачи данных, локальной сети, либо также к коммутируемому модему, который включен не в местную УАТС, а в городскую АТС, для резервирования, в случае выхода нашей станции из строя. Журнал и билинговая информация сохраняются на местном компьютере, и в реальном режиме времени передаются в ЦУС, если таковой имеется. Единственно, необходимо продумать вопрос, связанный с передачей всей этой информации по открытой сети.

Еще существует способ администрирования и получения необходимой информации по средствам использования тайм-слота, отвечающего за передачу сигнализации, DSS-1 или ОКС-7. Но подобным можно воспользоваться лишь внутри корпоративной сети.

Удаленное управление подразумевает также и возможность удаленной перепрошивки программного обеспечения станции, а также независимого создания, редактирования и последующей загрузки конфигурации УАТС.

Для контроля имеющихся таблиц маршрутизации и работоспособностью станции, а также для измерения характеристик всей трассы прохождения соединения УАТС должна обеспечиваться тестовыми вызовами, исходящим и входящим. В первом случае оператор задает номер, который необходимо набрать, далее УАТС производит набор и показывает в реальном режиме весь этот процесс. Оператор при желании может подключиться разговором на устанавливаемое соединение и управлять дальнейшим вызовом с помощью имитатора тастатуры ТА. Второй тип вызова возможно использовать двумя способами:

  1. Для того чтобы убедиться что станция работает. При поступлении вызова на этот номер УАТС посылает в сторону вызывающего абонента сигнал определенной частоты (для каналов ТЧ - это 1020 Гц). Оператор слышит его и делает вывод о работоспособности оборудования.
  2. Для детального изучения характеристик установленного соединения. На вызывающей стороне устанавливается измерительное оборудование, которое может быть также и частью нашей станции. Это позволяет на приемной стороне получить следующие характеристики: затухание, отношение сигнал/шум (С/Ш), амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), группового времени прохождения (ГВП), наличие помех и другие. В этом случае, при поступлении вызова УАТС отвечает:

Эти измерения могут осуществляться как местным оператором УАТС, так и оператором центра управления сетью (ЦУС).

Кроме описанного выше УАТС должна обеспечивать наглядное представление текущей загрузки корпоративной сети и коммутационного оборудования. В случае аварийной ситуации УАТС или же ее программное обеспечение (ПО) визуально отражает причину сбоя и протоколирует ее в журнале.

Структура программного обеспечения

Как и любое программное обеспечение состоит из модулей, так и в нашем случае оно также делится на составные части, а именно:

Для более гибкого управления станцией, а также для возможности оператору создавать и модифицировать необходимые ДВО в УАТС должен быть предусмотрен язык скриптов. Недостатком этого введения может служить уменьшение безопасности при работе со станцией, а именно ответственность за все проводимые манипуляции полностью ложится на оператора, поэтому его квалификация должна быть соответствующей.

Ну и конечно же все программное обеспечение должно быть полностью документировано и написано на родном языке.

Комплектация станции

Наиболее интересным на сегодняшний день, является модульное построение УАТС. Это значит, что каждый блок станции совершенно не зависим друг от друга, за исключением внешних взаимосвязей, то есть он обладает собственным процессором, собственным коммутационным полем, что говорит, при большой ее емкости (более одного блока), о ее исключительном резервировании. Наращивание номерной емкости идет путем приобретения необходимого количества плат, а в случае исчерпания емкости блока - следующего. Кроме того, в используемый крэйт должны вставляться платы любого назначения, в зависимости от потребностей организации, за исключением той на которой находится процессор.

Оптимальным количеством портов на абонентской плате является 32 (единовременная поддержка на одной плате любых типов интерфейсов), на потоковой - 2 или 4, на плате аналоговых СЛ или цифровых АЛ - 16, для стыковки по ВОЛС - 4 волокна, для стыковки по HDSL - 2 встроенных модема.

Наша УАТС должна размещаться в 19” стойке, что позволит содержать все коммутационное оборудование в одном месте. Если емкость требуется небольшая, то возможен и напольный и настенный варианты. Должно быть предусмотрено питание, как по переменному току (220 В), так и по постоянному (48/60 В). Для администрирования и CDR должны присутствовать RS232, порт Ethernet, встроенный модем.

Таким образом, нам, в общем, представляется УАТС самого ближайшего будущего, которая смогла бы удовлетворить практически все потребности существующих потребителей, коими являются многочисленные организации, думающие о покупке новой или модернизации существующей УАТС. Конечно, здесь описаны не все ее возможности, а отмечены лишь наиболее критичные. Но даже это подразумевают высокую стоимость, но все же нам верится, что станция будет стоить значительно меньше своих аналогов, так как надеемся, что она будет разрабатываться, производиться в России. Это позволит получать оперативную и квалифицированную техническую поддержку на родном языке, что немало важно.


Выше представлен первоначальный вариант статьи опубликованной в:

"Сети и системы связи", # 5, - 2004




Назад





Домой Гостевая книга Письмо Артур Конан Дойл Попытка (сказки)
1997-2014
Завтрак связиста