Около десяти лет назад стоимости на покупку и прокладку медных и оптоволоконных кабелей стали близки, да и интерес к последним со стороны пользователей стал гораздо выше, так как они позволяют передать большее количество услуг, в отличии от первых, да и воровать их для сдачи на пункты приёма цветных металлов не имеет смысла. Служба медного кабеля составляет примерно 25 лет, так что очень скоро их использование сильно сократится, а стоимость на сегодняшний день превосходит оптоволоконный. Оптические кабели, в отличии от медных, требуют большей квалификации и времени в обслуживании, да и оборудование, используемое для монтажа и измерений, несоизмеримо по стоимости, но разговор сейчас не об этом.
Сегодня существует несколько технологий, позволяющие довести до пользователя все те услуги, которые являются сейчас востребованными - это телефония, телевидение и интернет. Часто для этого используется Etrhernet, который доходит до абонента либо по оптике, либо по «витой паре», в последнем случае через свитч, который устанавливается в непосредственной близости от абонента. Вновь подключаемые абоненты используют подобные схемы, кроме того, происходит переход и существующих подключений на «новые рельсы». Некоторые крупные операторы отказываются от меди в пользу технологии GPON (одно волокно используется для подключения нескольких десятков абонентов). Для передачи всех услуг используется единая среда, что хорошо. И в этом случае экономия для операторов очевидна: уменьшение габаритов оборудования, а значит снижаются затраты на аренду помещения; отказ от медных кабелей, идущих от АТС к каждому абоненту, что влечёт более рациональное использование канализации; уменьшение затрат на резервирование электропитания. Казалось бы, всё это и правильно, так как появляется возможность закладываться на будущее, которое требует всё больших и больших скоростей. Но за этими скоростями стоят и проблемы. Пропаганда IP-телефонии, реклама того, что аналоговый телефон это плохо, сделала своё дело и пользователи начинают думать, что имея новое они будут экономить, что всё будет хорошо. Однако, в данном случае, когда часть оборудования переносится к абоненту может не улучшить, а наоборот ухудшить ситуацию, и абонент вместо экономии, качества и надёжности может получить: убытки, отсутствие качества и надёжности. Попробуем пояснить на примерах, что, по нашему мнению, имеют место быть и нуждаются в особом внимании при уходе от традиционной телефонии в угоду IP, мы не рассматриваем те плюсы IP-телефонии: быстрота подключения, при наличии стыка с интернетом; переносимость номера телефона, так как нет привязки к конкретной физической линии; объединение нескольких абонентов, разнесённых на значительном расстоянии, которые очевидны.
Надёжность. Прежде всего, раньше абоненты включались по схеме «звезда», по индивидуальным абонентским линиям, на которые подключались телефонные аппараты, работающие от телефонной станции, то есть, эти устройства брали питание от центральной станции и не зависели от наличия электропитания в жилище абонента. Абонент был на связи почти всегда, за исключением, когда повреждался кабель, либо были проблемы с телефонной сетью. Что же мы видим сейчас? Отключение электропитания не редкость, особенно в сельской местности, что, однозначно, приводит к потере этой услуги, если абонент сам не обеспечит резервирование электропитания, аналогично тому, как это делается на телефонном узле, на котором оператор обеспечивает защиту от подобного, устанавливая аккумуляторные батареи, дизельные электрогенераторы.
Качество. Что ранее влияло на качество речи? Замокший кабель, плохие контакты на коммутационном и абонентском оборудовании, помехи. А что же в век высоких скоростей - загруженность интернет каналов, это именно то, что влияет на качество. Иногда для передачи речи (после сервера доступа) используется одна и та же среда передачи, но голосовой трафик имеет такую особенность, что он должен идти непрерывным потоком с одинаковой задержкой, в отличии от данных, для которых время передачи отдельного пакета не критично. А в голосовом трафике потеря пакета, или приход его не вовремя приводит к непониманию собеседника, к невозможности разговора. И ещё. Есть и выпускаются факсовые аппараты, которые продолжают жить, хотя, казалось бы, время их давно прошло, но почему-то это не так, они до сих пор востребованы. Тому, видимо, несколько причин: удобство пользования; вера в то, что факсовая копия, более правильная копия, чем копия посланная через email; отсутствие интернета. Так вот, эта услуга также, как и речь может перестать работать при большой загруженности сети.
Безопасность. Ещё одна из проблем, которая может возникнуть - это потеря денег вместо экономии. Почему же возникает подобное? Прежде всего это связано с тем, что традиционная телефонная сеть - это сеть сама в себе. Это не значит, что злоумышленники не могли раньше, до использования IP-технологий, пользоваться ею за чужой счёт. На память приходят, так называемые, Blue Box, показываемые в американских фильмах, описываемые в инструкциях по фрикингу; телефонные трубки с «крокодилами», подключаемые к абонентской паре, например, в распределительном шкафу; радиосканеры, получающие доступ через абонентские базы с отсутствующей трубкой. Это было, но не могло существовать массово. Использование широкополосного доступа и всемирной сети даёт возможность краж телефонного трафика в «промышленных» масштабах. Уже нет необходимости физически подключаться к телефонной линии, злоумышленник может находиться в любой точке мира. И именно широкополосный доступ может позволить осуществить успешную атаку не только на сервер доступа, но и на телефонный шлюз, расположенный у абонента, используя «дыры» в программном обеспечении; слабые пароли; высокую скорость доступа к всемирной сети, которая позволяет быстро подобрать идентификаторы абонента; непродуманную защиту; ну и конечно же DoS атака на конкретный сервер или IP-шлюз, либо на какую-либо сеть в целом.
Таким образом, вот что мы имеем:
Каждый абонент должен обеспечить бесперебойное электропитание своего оконечного оборудования и сам постоянно следить за его работоспособностью.
Надежность IP-сетей не позволяет обеспечить те 99,99 %, что гарантирует традиционная телефония.
Для качественных телефонных переговоров необходимо построить выделенную сеть, либо суметь обеспечить их приоритизацию на всех участке от начала и до конца соединения.
Немаловажной является и защита от атак как на станционное, так и на абонентское оборудование.
Перечисленные проблемы в IP-телефонии могут показаться надуманными, но они есть и без их решения вряд ли мы сможем сказать «Прощай» обычному ТА и насладиться всеми прелестями цифрового будущего.